Русский стиль, как самостоятельное явление, начал свое формирование в тридцатые годы 19 в. Сложившаяся к середине столетия обстановка, вызванная победой в кровопролитной войне с Наполеоном, проявила потребность россиян в поисках чего-то родного, близкого с детства. Так стало формироваться уважение к собственной культуре и народному искусству, национальное самосознание. Наибольшего расцвета «Русский стиль» достиг в начале 20 в, но и сейчас, через сто лет, благодаря сложившейся политической и экономической ситуации, интерес к нему проявляется как никогда.
Русский стиль изначально возник в архитектуре, но впоследствии проник во все другие сферы жизни. С его помощью шили платья, оформляли сцены к спектаклям, делали иллюстрации, изготавливали посуду и мебель. Меню ресторанов, афиши, упаковки непременно содержали сцены богатырских сражений, расписных теремов, детей в крестьянской одежде, традиционные мотивы резьбы и росписи. Власть в то время активно поддерживала возникший патриотизм и интерес к русскому народному искусству. Это подтверждает и факт строительства Николаем Первым показательных деревень с образцовыми русскими избами и теремами, крестьянами в национальных одеждах. В высших кругах становятся модными костюмированные балы, когда все старались одеться в народные костюмы и украшения в русском стиле.
Недаром девятнадцатый век прозван «серебряным». Наряду с расцветом разных сфер искусства с яркими чертами патриотичности, в российском ювелирном деле возникло тогда целое направление производства интереснейших художественных предметов из серебра. В подавляющем большинстве это была посуда — сервизы, приборы, кофейники и пр. В них искусно переработаны художественные приемы и мотивы древнерусских предметов — братины, чарки, блюда. Также широко применялись сюжеты крестьянской жизни. Основными техниками в обработке серебра служили чеканка, литье, чернь. Крупные фабрики имели возможность привлекать для создания своих работ именитых художников. До нас дошли прекрасные изделия с эмалями, драгоценными камнями, хрусталем.
Искусствоведами в ювелирном искусстве 19 века выделены два направления. Петербург благоприятствовал изготовлению изделий «по западному образцу», то есть мастера этого города предпочитали классицизм в его европейском чтении. Самыми известными представителями такого направления были Фаберже и придворный ювелир Болин. Их искусные гильошированные эмали, статуэтки из камня, украшения с поделочными, драгоценными камнями ничем не отличались от лучших западных образцов.
В отличие от Питера, московские ювелиры активно развивали возникший в те времена Русский стиль. Эти мастера активно использовали в своих работах мотивы крестьянской жизни, имитировали старинную русскую утварь, традиционные материалы. Часто можно было увидеть серебряные солонки — стульчики, блюда, искусно покрытые серебряной «холстиной», имитацию народной вышивки.
В отличие от Питера, московские ювелиры активно развивали возникший в те времена Русский стиль. Эти мастера активно использовали в своих работах мотивы крестьянской жизни, имитировали старинную русскую утварь, традиционные материалы. Часто можно было увидеть серебряные солонки — стульчики, блюда, искусно покрытые серебряной «холстиной», имитацию народной вышивки.
Особым спросом пользовались чарки и братины. Они богато украшались горячими эмалями с традиционными русскими мотивами и орнаментами, самоцветами. Иногда в их работах встречались скульптурные образы - богатырей, русалок, природы. Яркими представителями московской школы были фирмы Хлебникова, Овчинникова, Курлюкова, Сазикова и др.
Фирма Губкина приобрела славу после успешного сотрудничества с известным художником — орнаментистом Иваном Борниковым. Триумфальное участие этого предприятия в одной из первых мировых промышленных выставок позволило Губкину определенное время определять моду в ювелирном искусстве. Благодаря его работам, получили распространение серебряные корзиночки, имитирующие плетение, как будто покрытые вышитыми салфетками. Одна из них произвела особенный фурор на выставке 1861 года в Париже.
В то же время активно развивалось предприятие братьев Грачевых. Симеон и Михаил активно взялись за продолжение дела своего отца, Гаврила Петровича. Их серебро в русском стиле прославилось искусными эмалями и филигранью. Несмотря на то, что фактически их завод находился в Петербурге, братья были твердыми приверженцами Русского стиля. Отличительной особенностью их работ было присутствие большей частью скульптурных композиций, которые украшали предметы сервировки стола. Их фирма была основана в 1866 году, и через 30 лет она заслуженно получила титул придворного поставщика.
Большим по меркам того времени производством стала фабрика И.П.Хлебникова. Датой ее основания считают 1871 г., но по другим сведениям — 1869. Буквально за несколько лет работы этого производителя поднялись на высочайший уровень. Известно, что его ювелирные изделия в русском стиле завоевали в Вене на всемирной выставке две медали. Изделия этого производства отличались ярким старорусским характером. Особо запомнились современникам изделия по мотивам русской литературы и истории. Здесь мастера Хлебникова проявили себя настоящими виртуозами в технике чеканки. Также умело применялись эмали. До наших дней дошли его работы в столовом серебре — гармоничное сочетание серебра, эмали и хрусталя, оригинальные альбомы и даже самовары. Один из них особо примечателен. Вместо ножки у него петушиные лапы, а ручки выполнены в виде петушиных голов.
Само производство было очень грамотно организовано. Своевременно на фабрике были открыты мастерские по скульптуре, рисунку, закупалось новейшее по тому времени оборудование. Всего у Хлебникова работало около 300 человек. Были открыты фирменные магазины в Санкт-Петербурге и Москве, ориентирующиеся на разного покупателя.
Наибольший простор для творчества, не смотря на ограничения по канонам, давали церковные заказы. Московские предприятия большей частью производили кресты, оклады, кадила и другие предметы храмовой утвари.