Изучая историю обработки серебра, мы видим, что многие народы ассоциируют серебро с радостью и благополучием. С давних времен серебряная ложка символизирует успех. Из этого металла принято было мастерить лунницы - традиционные женские украшения. Их почитали священными; верили, что эти подвески обладают волшебной силой. На Смоленщине найдены украшенные зернью лунницы, изготовленные русичами в 10 в.
Наблюдательные люди издавна поняли благотворную очистительную силу этого металла. На Руси издревне существовала традиция при обряде крещения класть в купель предмет из серебра. Серебряной же монетой люди освящали новые вырытые колодцы. Эти действия основаны были на обнаруженном свойстве серебра: оно воду обеззараживает.
Известно множество подтверждающих это целительное воздействие фактов. В 4 в. до н.э. известный полководец Александр Македонский начал очередной военный поход, решив покорить Индию, только ему пришлось это предприятие в экстренном порядке свернуть. Что же могло стать внезапной причиной столь непохожего на Александра поступка? В его победоносном войске вдруг вспыхнула тяжелая желудочно-кишечная эпидемия. Впрочем, она коснулась, оказалось, не всех. Вначале показалось весьма подозрительным, что болезнь сразила только низший рядовой состав, не затронув только офицеров и военачальников. Позже выяснилось, что многие высшие чины прославленной армии Македонского пользовались по своему статусу исключительно серебряной посудой, а рядовые — оловянной.
Благодаря своему удивительнейшему свойству, серебро считалось налучшим металлом для изготовления посуды. Понятно, что приобрести дорогие серебряные столовые приборы конечно могли не все. Исключительно состоятельные люди заказывали эксклюзивные серебряные коллекции, которые они затем оставляли своим потомкам в наследство. Постепенно на таких изделиях стал присутствовать фамильный герб владельца. Отсюда пошло название «фамильное серебро». Сейчас восстанавливаются многие забытые традиции, в том числе передачи из поколения в поколение дорогих семье серебряных изделий, обычно это предметы торжественной праздничной сервировки стола.
Известен удивительный факт изготовления для графа Орлова уникальной коллекции столового серебра. Она состояла из множества (более 3-х тысяч) предметов, масса которых в сумме превысила 2 тонны. Эта коллекция является непревзойденным произведением ювелирного искусства. Она вся выполнена единым стилем и также декорирована по моде того времени. Ее стоимость изначально многократно превышала цену самого серебра, поскольку изготовлена была в единственном экземпляре знаменитыми уникальными мастерами 18 в.
В России начало ювелирного дела датируется примерно 10 веком. Центральную роль в старинной художественной обработке серебра занимают мастера Киевской Руси. Это мнение основано на трудах, посвященных технике и приемам ювелирного искусства древнего летописца Теофила. Особо киевские ювелиры славились серебряными изделиями в тонкой технике филиграни, сложнейшей перегородчатой горячей эмали, гравировки, басмы и чеканки, черни.
С 12 века лидерство в освоении ювелирных техник переходит к Москве. Здесь изготавливали серебряные чарки, традиционные братины, ковши; гравировали на них орнаменты, надписи и узоры. Чернью богато украшали оклады рукописных икон, посуду. С этого времени становится известен Великоустюжский промысел черни на серебре.
Значительному прогрессу в динамичном освоении техники художественной техники обработки драгоценного металла способствовала победа России в наполеоновской войне 1812 г. Примерно с середины девятнадцатого века в нашем декоративно-прикладном искусстве стала формироваться уникальное национальное направление. Мастера ювелирного дела обращатились к памятникам древнерусского искусства, его колориту и орнаментальному богатству. Сформировался яркий Русский стиль.
Эти предпосылки как никогда способствовали развитию не столько кустарного, сколько промышленного производства. Из мелких ремесленников вырастают удивительные предприятия, оснащенные технически и обеспеченные кадрами. Мудрые владельцы и руководители воспитывают для производства талантливых мастеров, привлекают для создания изделий гениальных художников. Наступает Серебряный век — великое время для творческих людей. Поистине бесценным наследием для нас являются гениальные работы мастеров фирмы Губкина, Овчинникова, Сазанова, Постникова, Хлебникова, Фаберже. Несмотря на большое количество ювелирных производителей в России, каждый из них имело собственное лицо. Например, фирма Овчинникова славилась своими эмалевыми работами, Постников специализировался на скани, Хлебников ярко имитировал в своих работах различные материалы, Губкин искусно чеканил по серебру, Семенов достиг значительных успехов в черни, Фаберже в совершенстве освоил технику гильошировки и прозрачной эмали.
К концу девятнадцатого века становятся популярны предметы мелкой пластики — фигурки из камня или металла. Приобрела актуальность охотничья тема: сцены традиционной соколиной охоты, собачьи выгоны, изображения зверей, особенно Медведя — символа Руси. Популярной стала и крестьянская тематика: сценки деревенских праздников, пахарей, трудящихся и отдыхающих селян. Широкое распространение получили солонки-стульчики, подстаканники и кружки в виде рубленых изб, пепельницы-лапти, стаканчики в виде кадушек и прочее. Новое рождение получили изделия с эмалью.
Русское художественное серебро начиная со второй половины 19 века приобретает общемировую известность, а его школа становится самобытным явлением в европейском декоративно-прикладном искусстве.