
В истории каждого народа бывают периоды, когда особенно актуальным становится поиск национальных корней, когда прошлое проецируется на настоящее, способствуя формированию национального самосознания.
Задолго до происходящего сегодня коренного изменения политического и экономического устройства мировой системы началось то духовное обновление, которое привело к совершенно иному, чем прежде, пониманию места русской национальной культуры в общемировой цивилизации. Мы стали приобщаться к национальным традициям — источнику настоящих духовных ценностей, основе народного мировосприятия.
О заводе
Если двигаться вниз по течению Волги, то сразу за Костромой попадаешь в сказочную сторону. Этот край даровит и самобытен. Здесь, в нечерноземье, всегда была благодатная почва для народного искусства. Оно живет здесь как фольклор, ежедневно творимый умом и руками здешних умельцев. Сложен и труден путь бытовавших здесь промыслов из глубины столетий к нашему дню. Многие из дошедших до нас претерпели немалые изменения, почти перестав быть самими собой. Особенно интересна для нас судьба серебряного промысла, испокон веку осевшего на берегу Волжской излучины в селе Сидоровском и его окрестностях. Сложную судьбу имеет здесь ювелирный промысел.
Существовали тогда рядом с Сидоровским деревни Высоково, Ермолаиха, Кузовцово, Поповка, Пестерюгино, Паршино и Ильинская Пустынь. На этом месте и возник в середине 20 столетия Волгореченск. Деревни эти входили в состав Сидоровской волости, известной своими мастерами-серебряниками по документальным источникам еще с 16 века. Из книги Н.Н.Корбицкого, управляющего в 1913году пробирной палатой в селе Красном, «Кустарный промысел ювелирных изделий в Костромской губернии и его развитие» известно, что «В 17 веке село (Сидоровское) числилось дворцовым. В 1767году в мае месяце императрица Екатерина II, проезжая мимо села Волгою, пожаловала его со всеми деревнями графу Владимиру Григорьевичу Орлову… С тех пор крестьяне здесь большей частью мастеровые. Серебряники, медники, чеканщики и гранильщики. Этим же занимаются в деревнях, принадлежащих Сидоровской вотчине».
К сожалению, революция 1917 года объявила вне закона изделия из драгоценных металлов. Почти все они были национализированы, переплавлены или бесследно пропали. Сложность восстановления истории создания таких изделий кроется в том, что до сегодняшнего дня они практически не сохранились. Есть небольшое количество поистине уникальных шедевров ювелирного искусства, хранящихся в музеях Москвы - их мы можем увидеть. Но то, что производилось здесь, в провинции, повсеместно – приемы, характерные черты, особенности, присущие только этой местности – все требует проведении исторических исследований и восстановления достоверной информации. Сохранились лишь крупицы того искусства, которое было развито и распространено на Костромской земле повсеместно. Что-то выставлено в наших музеях, что-то находится в запасниках, что-то в частных коллекциях. Сейчас на нашем предприятии ведется активная работа по восстановлению истории изготовления серебряной посуды в деревнях и селах под Костромой.
Волгореченцы - в основном потомки жителей Сидоровского наследия. В их генах сохранилась память о талантливых предках, самородках — ювелирах, которые работали в этих местах когда-то давно. Именно поэтому в молодом и красивом городе существует предприятие, целью которого стало восстановление и сохранение национальных традиций в ювелирном искусстве.
Русский стиль, в котором работает Волгореченский ювелирный завод, был создан в 19 веке и получил мировое признание. Художественное серебро того времени, благодаря деятельности таких российских ювелирных фирм, как фирма Сазикова, Курлюкова, Овчинникова, Хлебникова, братьев Грачевых, Немирова-Колодкина, Соколова, Постникова и целого ряда других, приобрело общеевропейскую известность. Национальная школа русского художественного серебра стала крупным художественно-эстетическим явлением в мировом прикладном искусстве 19 — 20 века. Мастера Сидоровской волости использовали в своих работах именно этот подход к созданию серебряной посуды. Волгореченский ювелирный завод считает одной из своих задач возродить «Русский стиль» в его лучших традициях, а также восстановить его престиж на международном рынке.
На заводе большое внимание уделяется изучению истории возникновения и развития выбранного направления. Учитывая сохранившиеся традиции изготовления в нашей местности серебряной посуды, художники предприятия посчитали необходимым придать своим изделиям новую окраску, современное звучание, соединив в ювелирном искусстве наследие памятников древнерусской литературы и художественное воплощение образов с возможностью их утилитарного использования. Именно эти приемы стали применяться в 19 веке, когда русский стиль переживал свой расцвет.
Изготавливая предметы сервировки стола, художники завода используют сюжеты русских народных сказок и былин, отражают особенности национальной культуры и быта. В своих работах предприятие применяет различные традиционные технологии – художественное литье, филигрань, гравировку, чеканку, ручное золочение и оксидирование. Достойный уровень ювелирных коллекций, созданных заводом, подтвержден паспортами высокой художественной ценности и дипломами российских и международных выставок.
Искусство русских ювелиров — серебряников имеет большое значение для культуры и развития промыслов России. Внести свой вклад в сохранение и развитие этого вида искусства является наиважнейшей из задач, которые ставит перед собой Волгореченский ювелирный завод «Русское серебро».