Традиции в литейном ювелирном деле

Много лет, веков, тысячелетий насчитывает история народов на землях нашей страны. Уже с 8 в. до н.э. вплоть до 3 в. новой эры север Причерноморья населяли скифы. Сохранились интереснейшие артефакты их прикладного искусства: гребни, зеркала, пластины - золотые и бронзовые ,оригинально украшенные сценами охоты, стилизованными изображениями зверей. Скифский звериный стиль известен цивилизации как общемировое культурное и научное достояние.

Сосуд

Начало второго тыс. до н.э. обозначило появление на территориях южных областей современной России технологии изготовления бронзы. Примерно через тысячелетие обработка этого сплава достигла высочайшего уровня: по удивительным археологическим находкам становится понятно, что существовали различные художественные и одновременно технические приемы. С этим прогрессом связывают резкое увеличение масштабов изготовления различных изделий из бронзы.

Литье достигает высочайшего уровня. Секрет отливок по выплавляемым восковым моделям становится известен многим народам. Мастера овладели различными способами формирования художественных изделий. Благодаря этим фактам к 3 в. до н.э. уже четко сформировалась особая культура — скифская.

Некоторые римские писатели, пренебрежительно называя скифов «варварами», все же высоко оценивали мастерство скифских кузнецов и оружейников. Особо замечены были скульптурные миниатюры, отлитые из золота. До нас дошли как пример мастерства скульпторов того времени бронзовые котлы для приготовления пищи, украшенные фигурами животных, растений, литыми узорами и культовыми знаками.

Для исполнения орнаментов во многих случаях использовался витой шнур. Его толщина составляла около 4 мм, накладывался он на восковую рубашку. Такой способ назван «шнуровой». Встречалось, что дополняли его изображения головы быка (букраний), стилизованных листов (пальметок), фигур козлов. Также нередко использовали солярные знаки, принадлежащие к царившему тогда солнечному культу). На котлах сверху отливали вертикальные ручки в виде различных стилизованных зверей.

Бронзовые наконечники стрелы

Скифские оружейники мастерски изготавливали стрелы с втульчатым граненым наконечником. Его отливали из бронзы в только что изобретенных кокилях - своеобразных металлических формах. Огромная потребность в этом оружии повлияла на жесткую необходимость появления нового, более технологичного способа литья. Имевшиеся тогда навыки изготовления отливок при помощи песчаных, глиняных, а также каменных форм не удовлетворяли задачу массового снабжения воинов и охотников Скифии этим оружием. Тогда мастера - скифы вынуждены были изобрести более прогрессивный и принципиально новый метод литья в металлические кокили. Этим событиям насчитывается свыше 2,5 тысячелетий.

Высоким мастерством славились мастера, изготавливающие мелкую золотую и бронзовую пластику — знаменитый Звериный стиль. Характерными чертами его являются стилизованные изображения птиц, животных, фантастических существ - даже отдельных их частей (голов, рогов, лап и др.). Сложные композиции звериного стиля служат доказательством виртуозного профессионального уровня скифских художников. Изготовляли они в чаще других предметы ежедневного пользования, оружие, украшения, декоративные детали конской сбруи.

Порой в скифских курганах археологи находят кроме золотых и бронзовых еще и вещи из железные и серебряные. Они изготовлялись при помощи литья, штамповки, чеканки. В ранний период Скифии были распространены украшения и костяные предметы.

Изделие из золота

Ареал распространения Звериного стиля был чрезвычайно большой: от Китая на восточных землях вплоть до придунайских земель на западе. Но в различных местностях это направление имело свою специфику. В Сибири часто изображали кабана, горного козла, в Причерноморье — грифонов, оленей, пантер и львов. На юге были найдены особенно богатые скифские курганы. Интересен факт, что специалисты по древней истории до сегодняшнего дня не прекращают поиски царских корон скифских правителей. Есть версия, что данные артефакты передавались строго по наследству, переходя от правящего отца к сыну, возможно были утеряны или, что вполне вероятно, надежно спрятаны. Лучшие умы археологии бьются над этой древней загадкой. Между тем найденные сокровища составляют настоящую гордость известнейших музеев, в том числе Золотой кладовой Эрмитажа.

Пектораль

Одним из шедевров неповторимого ювелирного искусства скифов является золотое нагрудное украшение —уникальная пектораль. Она являет собой уникальнейшее произведение искусства, умело сочетающее в себе различные техники. Античный художник — торевт смог соединить в пекторали декоративность и удивительную точность миниатюрной скульптуры. Здесь одновременно присутствуют крохотные реальные и фантастические птицы, животные, насекомые, сценки из кочевой скифской жизни. Маленькие Кузнечики прыгают в золотой траве на массивных декоративных элементах.

В ученом мире это время принято называть Скифская эпоха. Она является ценнейшим свидетельством древности происхождения наших народов — славян. Скифская цивилизация утеряна, но не все забыто. Ни один народ не исчезает бесследно. Крупицы традиций и знаний, навыки и обычаи ассимилировались в нашу жизни, приняты потомками как закономерное наследство. Мы не только достойны, мы обязаны хранить доставшееся нам богатство — культуру, знания, наблюдения и мудрость. Недаром нашу страну в старину долго называли Скифией, а древний русский летописец гордо написал в своем труде: Великая Скуфь.

Искусство сарматов. Киевская Русь.

В Астраханском регионе летом 1984 г. было найдено большое захоронение с древними ценностями, принадлежащими, по мнению археологов, сарматскому царю.

Ученых поразила роскошь погребальной церемонии, изобилие золота. Тут присутствовали довольно массивные золотые украшения, ажурные изделия с эмалями, многообразие бляшек. Здесь же была обнаружена удивительная золотая пектораль.

Украшения из бронзы

Захоронение содержало также предметы конской сбруи: золотые бляхи — фалары со вставкам из бирюзы, украшенные головкам фантастических животных; подвески и накладки. Особо поразили ученых серебряные сосуды. Они украшены драматичными сценами: где-то всадник в доспехах поражает лучника, где-то охотники с гончими преследуют кабанов.

В 2010 г. также Астраханской области двое рыбаков обнаружили богатый клад сарматских сокровищ. Он состоял из шейного украшения и уникального браслета общим весом более 1200 гр. Несомненно, изделия изготовлены в эпоху знаменитого железного века. Концы браслета традиционно не сомкнуты и выполнены в виде характерных голов грифона. Гривна представляет собой декоративное изображение кошки или тигра, лежащего с подогнутыми под себя лапами.

Эти находки, как многие научные исследования, доказали глубокое распространение культуры литейного дела у сарматов. В 6-7 вв.н.э. произошло выделение из других мастеров-литейщиков художников по бронзе, серебру, золоту. Тогда начинается эпоха литья по восковой (выплавляемой) модели. В 11 в. появляются каменные литейные формы.

Тогда мастера налаживают производство литейных украшений для среднего сословия, знати. Ярким примером может быть застежка для плаща из бронзы— фибула. На этой застежке изображен змей, имевший для сарматов символическое значение.

Золотой крест

Кроме украшений, древние мастера изготавливали церковные и бытовые предметы. Они отливали различные паникадила, колокола, кресты, иконки (порой даже складные), котелки. Некоторые из этих изделий прекрасно сохранились до наших дней. Вершиной литейного мастерства по праву считалось изготовление колоколов.

На Руси древние мастера — колокольщики достигли уровня, недоступного для западных стран. Здесь смогли постичь секреты формообразования, позволяющие отливать совершенно уникальные по звучанию и художественным достоинствам колокола. Позже литейщики с таким же энтузиазмом взялись за изготовление пушек подобными приемами. Они изыскивали особые, только им свойственные приемы, старались их сохранить в секрете. Один из них — это отливка в отливке, видная в колокольчиках Луристана, рукоятках мечей. Мастера — литейщики полагались на свое профессиональное чутье, знание возможностей литейных форм и умелое применение их свойств на практике. Благодаря этому они могли с успехом осуществить сложнейшие, не имевшие аналогов в мировой практике, задания по литью уникальных вещей, будь то художественное изделия или инженерная деталь.

При раскопках старинных поселений Владимиро-Суздальской Руси установлены доказательства существования с 9 века специализированных ювелирных литейных мастерских. Изготовлением художественных предметов занимались в то время также монастыри и церкви.

Все следующие годы техника литья продолжала совершенствоваться, но серьезных новаций уже не имела. Драгоценнейший опыт мастеров передавался ученикам и обретал новые нюансы. Сегодня мы используем уникальные знания и навыки, обретенные и накопленные веками, гордимся богатейшей историей России, а также русского литейного мастерства.