Технологии

В настоящее время ООО Волгореченский ювелирный завод «Русское серебро» создает высокохудожественные изделия из серебра в виде коллекций для сервировки стола. Общие технические требования к ювелирным изделиям представлены в отраслевом стандарте «Изделия ювелирные из драгоценных металлов. Общие технические условия» ОСТ 117-3-002-95. 

Специфической чертой производимых изделий, несмотря на применение передовых технологических процессов, является преобладание ручного труда.

Технологические процессы производства серебряных изделий на ВЮЗ «Русское серебро».

Волгореченский ювелирный завод производит изделия в направлении «Русский стиль». Еще с 19 века стало принято изготавливать такие изделия в технике литья по выплавляемым моделям с последующей ручной обработкой. 
Представленные предметы сервировки стола производятся с учетом сложившихся в  этом стиле и в нашей местности традиций.
Начинается производство с создания модели будущего изделия.

Работа художников

Прежде, чем изделие появится на свет, оно рождается в воображении художника. В нашем случае  - это Художественный Совет, состоящий из высоких профессионалов своего дела, талантливых художников. 

Работа художников

Вдохновением  для работы служат персонажи и сюжеты русских сказок, дошедшие до нас из глубины веков. Основной задачей, стоящей перед художниками при создании нового изделия, стоит соединение смысла сказки с утилитарным назначением предмета. Также характерной особенностью изделий нашего завода является присутствие чувства юмора.

На заседании художественного совета обсуждается возникшая идея для создания нового изделия, вносятся предложения по концепции конструктивного, смыслового и утилитарного решения, разрабатывается проект. После утверждения проекта художник приступает к моделированию, применяя исключительно ручные традиционные приемы, кропотливо вылепливая из воска каждый квадратный миллиметр будущего изделия. В процессе моделирования члены Художественного совета обсуждают произведенную работу, дают свои рекомендации и предложения. Нередки случаи, когда приходится несколько раз заново приниматься за изготовление модели, не достигнув в прежней работе необходимого качества или художественного образа. Поэтому кропотливый труд по созданию модели будущего изделия может длиться порой не один год. 

Одновременно необходимо обеспечить будущее производство комплектующими. В нашем случае — это хрусталь и стекло, изготавливаемые специально вручную по нашим эскизам.

Мы отсылаем на хрустальный завод чертежи и получаем пробную партию комплектующих.

Только после окончательной подгонки восковой модели под изготовленный хрусталь можно продолжить работу над созданием нового изделия.

Когда восковая модель полностью утверждена Художественным Советом, она передается для дальнейшей работы в модельный цех.

Изготовление мастер-модели

Изготовление мастер-модели

Так как создаваемые изделия в большинстве своем являются крупными и сложными по форме, для возможности дальнейшего тиражирования необходимо разработать конструкцию модели — как разобрать ее на части, чтобы в дальнейшем была возможность сборки изделия без ущерба для  его качества. Такое решение может принять только опытный художник — мастер, прекрасно знающий особенности изготовления резиновых пресс-форм, нюансы восковых отливок, технологию литья серебра и дальнейшей монтировки изделия.

После разборки восковой модели на части ее детали паяются в «елку» и передаются для отливки в литейный цех. Это очень ответственное мероприятие, так как результат работы художников, на который было затрачено колоссальное количество времени и средств, зависит теперь от внимательности и точности одного мастера — литейщика. Если он допустит в своей работе брак, то модель придется изготавливать заново, с нуля. 

Процесс литья мы подробнее опишем в технологии изготовления самих изделий.

После получения готовых отливок детали будущей модели идут обратно в модельный цех для окончательной их обработки и превращения уже в металлическую мастер-модель. Полученные отливки необходимо тщательно доработать, и делается это под микроскопом, так как требования к качеству мастер-модели всегда значительно выше, чем к самому изделию. Она должна быть выполнена безупречна, так как любой изъян будет при производстве многократно повторен. Одновременно создаются конструктивные особенности для удобства и качественности дальнейшего производства изделия.

Для обеспечения безупречного качества выпускаемых изделий на нашем предприятии внедрена система пооперационного контроля, то есть вся продукция проходит через отдел контроля качества после каждой операции.

Изготовление резиновых пресс-форм

Подготовленные в модельном цехе мастер-модели деталей будущего изделия передаются мастеру-резинщику. Он тщательно обезжиривает детали, просушивает и заправляет каждую деталь в индивидуальный пакет, заполняя его сырой резиной. Подготовленный таким образом пакет проходит процесс вулканизации, а после остывания мастер вынимает резиновую пресс-форму и разрезает ее для вынимания металлической модели.  Далее он продолжает работу над пресс-формой, добиваясь качественного получения восковых отливок. 

Работа с воском

Работа с воском

Резиновая пресс-форма передается на восковочный участок, где кропотливые работницы впрыскивают под давлением расплавленный воск в полости формы. Необходимо тщательно соблюдать температурный режим, величину давления и следить за качеством воска. Под каждую модель в процессе отработки изделия подбирается свой тип воска. Для выявления скрытых дефектов каждая деталь дополнительно к стандартному контролю просматривается на просвет, чтобы избежать при литье появления раковин. Так получаются восковые прототипы будущих деталей ювелирных изделий. Они напаиваются с помощью специального паяльника на стержень, получается восковая «елка», которая отправляется на литейный участок.

Восковка

Литье

Для того, чтобы из восковых деталей получились серебряные, необходимо заформовать «елку» в опоку, т. е. надеть на изготовленное «деревце» металлическую опоку, обернуть ее пленкой и залить под вакуумом формовочной смесью. После заливки опока вибрируется для удаления пузырьков воздуха и оставляется в покое для кристаллизации формомассы.

Через несколько часов опока отправляется в прокалочную печь для вытопки воска и подготовки непосредственно к литью. Только после этого в плавильной печи мастер-литейщик расплавляет необходимое количество драгоценного металла вместе с лиггатурой и заливает его в образовавшиеся после выплавки воска полости в опоке.

Когда опока остынет, литейщик разрушает формомассу и достает отлитую серебряную «елочку». Он отчищает ее от остатков формомассы, разбирает на отдельные детали и отбеливает  для удаления образовавшейся после литья окисной пленки.
Для обработки деталей и сборки их в изделие полученные отливки передаются в монтировочный цех.

Монтировка

Монтировка

Мастер - ювелир получает для работы комплект деталей, из которого он должен изготовить изделие. Необходимо тщательно подогнать отливки друг к другу. Это достигается ручной обработкой деталей напильниками, шаберами, надфилями различной формы. Каждое изделие вручную подгоняется под свою хрустальную вставку. Это необходимо в связи с тем, что весь хрусталь изготавливается вручную, он может отличаться в размерах один от другого.

После сборки и подгонки будущее изделие паяется твердым припоем, состоящим из сплава серебра более низкой температуры плавления, чем основной металл. Пайка производится вручную  открытым пламенем при помощи пропана в смеси со сжатым воздухом в паяльном отделении завода.

Пайка

После отбеливания изделие возвращается к мастеру для дальнейшей шлифовки и полировки.
Шлифование — процесс снятия с изделия очень тонкого слоя металла с помощью шлифующих (абразивных) материалов и инструмента. В нашем случае он производится  вручную с помощью бормашин, шаберов и бархатных надфилей. 

Полировка

Полирование — удаление с поверхности металла микронеровностей с целью получения высокого класса чистоты и зеркальной поверхности обрабатываемых изделий. Оно производится с помощью бормашин и полировников.
Далее изделие передается в отделочный цех.

Чеканка

Для придания изделию фактуры и увеличения плотности поверхности металла, а также нанесения рисунка производится прочеканивание изделия при помощи специального молотка и подобранного по сечению чекана. 

Оксидирование

Оксидирование

Для максимального проявления созданного художниками рельефа, а также в целях создания защитной пленки каждое изделие подвергается оксидированию. Делается это вручную путем нанесения на изделие кисточкой раствора серной печени (сваренное в определенной пропорции соединение поташа и серы). После тщательного просушивания оксидированные поверхности необходимо частично расчистить, чтобы оксид остался только в углублениях - «проявить» рисунок. Делается это мягкими шлифовальными резинками вручную, чтобы максимально бережно выявить объем и пластику.

После этой операции изделие необходимо снова вручную отполировать.

Гравирование

Гравирование — трудоемкий ручной технологический процесс, требующий специальной подготовки и обучения. Он представляет собой вырезание на изделии определенных линий, требующих особой четкости рисунка, которой невозможно добиться с помощью самого точного литья. На нашем предприятии мастера обучались своей профессии прямо на месте, изначально привыкая чувствовать красоту линий в наших изделиях. 

Гравирование осуществляется исключительно вручную штихелем с необходимым для конкретной работы сечением. Мастер тщательно следит за красотой и выразительностью получаемых при гравировании линий.

Пескоструйная обработка

Декоративная обработка каждого вида изделия строго индивидуальна. Большинство наших изделий для придания максимальной выразительности необходимо подвергнуть частичному матированию, т. е. часть поверхности должна быть дополнительно обработана. Осуществляется это с помощью пескоструйного аппарата. 

На первом этапе изделие обезжиривают, просушивают и закрывают участки, которые не должны быть подвергнуты обработке. Далее происходит непосредственно сам процесс матирования. Его производят с помощью пескоструйного аппарата, где абразивный материал  подается сжатым воздухом. Мастер в защитных перчатках вручную подносит изделие под струю для нанесения декоративной фактуры на поверхность изделия.

После обработки изделие промывается и просушивается.

Золочение

Золочение

Для придания изделию законченного вида в необходимых местах оно покрывается тонким слоем золота различного оттенка. Локальное золочение, применяемое на предприятии,  представляет собой осаждение слоя золота на основной металл — серебро. Электролит в этом случае наливается  в небольшую емкость и в него окунается гальванический карандаш, подключаемый к электричеству. В специальных камерах, исключающих попадание паров электролита в дыхательные пути, при строгом соблюдении температурного режима электролит вручную наносится в несколько слоев на необходимые участки.

При необходимости покрытия золотом больших участков используется гальваническое золочение. Для этого изделие после обезжиривания и просушки помещают в ванну с электролитом, в качестве которого  используется раствор солей золота. При прохождении тока через раствор соли металла расщепляются и положительно заряженные частицы оседают на изделии. В результате получается очень прочный и ровный слой золота, обладающий отличной химической стойкостью и прекрасным внешним видом.
После этого изделие промывается, просушивается, полируется и тщательно протирается мягкой тканью.

Опробирование

ТВРЖ

Все наши изделия без исключения проходят опробирование в Верхне-Волжской инспекции пробирного надзора. Для этого изделия особым образом подготавливаются. На подходящем месте готовится площадка для простановки пробирного клейма, слева от этого места ставится оттиск именника, в котором зашифрован год изготовления и производитель. Каждый год изготавливается новый именник согласно требованиям пробирной   инспекции. 

После этого изделия упаковываются в специальную тару, исключающую повреждение изделий, и доставляются в инспекцию пробирного надзора. 925 проба После проверки на соответствие заявленной пробе (у нас это 925 проба серебра) на каждом изделии работником инспекции проставляется оттиск пробирного клейма. В нашем случае это девушка в кокошнике, буква В (Верхне-Волжская инспекция) и цифры 925.

После этого изделия доставляются обратно на предприятие.

Закрепка

Окончательным этапом в производстве наших изделий выступает технологический процесс закрепки. Он представляет собой крепление камней в оправу или гнездо готового изделия. Сущность закрепки заключается в том, чтобы подготовить (обработать) гнездо по форме и размерам камня, надежно закрепить камень в изделии и обработать оправу или гнездо так, чтобы изделие было не только красиво, но и удобно в эксплуатации.

Существуют три основных вида закрепки камней — крапановая, глухая и корнеровая. В нашей местности, особенно при производстве изделий, подобных нашим,  традиционно применялась корнеровая закрепка. Сущность ее заключается в том, что камень держится в отверстии за счет корнеров (шариков), выделенных из металла штихелем. 

Корнеровая закрепка — самая разнообразная. Этот вид закрепки используют тогда, когда нужно закрепить камень не в касте, а непосредственно в металле. Для этого отверстие в изделии готовят заранее. Подготовленное углубление на поверхности изделия рассверливают с помощи бормашинки на нужный диаметр, помещают туда камень и, аккуратно его придерживая, срезают штихелем часть металла, образуя вокруг камня «корнера». Когда камень зажат со всех сторон, его обязательно проверяют на прочность крепления и отсутствие зацепок на поверхности металла, только после этого переходят к следующей вставке.

Для более крупных камней в наших изделиях используется крапановая закрепка. Суть ее состоит в удерживании камня при помощи крапанов  (отдельных стоек). 

В завершении происходит один из самых ответственных моментов производства – соединение металлического изделия и хрусталя. Изначально к каждому изделию подбирается своя хрустальная вставка, и размер изделия напрямую зависит от нее. Мягко и аккуратно самые опытные работники завода вставляют хрусталь в серебряную оправу. Не секрет, что хрусталь является чрезвычайно хрупким материалом, поэтому для этой операции требуется высочайшее мастерство. Для удобства в уходе за изделиями в них предусмотрены резьбовые соединения, позволяющие разбирать изделия и вынимать хрустальные вставки. 

После завершения всех операций изделие окончательно протирается мягкой тканью, взвешивается, опломбировывается и упаковывается в